Министр юстиции Константин Чуйченко дал
обширное интервью ТАСС, в ходе которого подробно рассказал, каким будет новый закон о нотариате, а также о причинах его принятия. «Говорит Нотариат» выделил самое главное из этого интервью.
Делясь своим мнением, министр подчеркнул, что действующий закон о нотариате был принят свыше 30 лет назад. Реалии и обстоятельства его принятия тогда были абсолютно другие. Более того, глава Минюста вновь, как и на выступлении в Совете Федерации, высказался туманно. На этот раз о неких внешних силах, помогающих писать Основы.
«Основы законодательства РФ о нотариате, которые действуют на сегодняшний день, были приняты в 1993 году. Понятно, что это было за время, кто консультировал, кто участвовал в написании», - заявил Чуйченко, опять не раскрывая, о чём именно он говорит. Напомним, в ходе собрания Совета Федерации было заявлено, что Федеральная нотариальная палата попыталась отнять у Минюста ещё ряд полномочий, связанных с нотариальной сферой, однако высший исполнительный орган власти вовремя заметил и пресёк «диверсию». Тогда Чуйченко угрожающе сообщил, что знает, кто стоял за этими попытками взять власть в свои руки, однако конкретики и тогда не последовало.
Министр отметил, что все эти 30 лет законодательство о нотариате улучшалось исключительно через поправки, которых было внесено безмерное количество.
«На сегодняшний день он больше не отвечает интересам государства. Многие его положения и вовсе можно назвать дремучими, глубоко устаревшими. Изменения, стихийно вносимые в Основы законодательства, превратили нотариат в закрытую корпорацию. Поэтому и была поставлена задача разработать новый закон, который вернёт всё на круги своя», - напомнил Константин Чуйченко.
Министр юстиции ещё раз подчеркнул, что о возрождении государственного нотариата речи не идёт. Государство не имеет интереса полностью забирать нотариат себе, но оно должно контролировать, чтобы частный нотариат обеспечивал те решения, ради которых он создавался.
«Мы абсолютно не заинтересованы и не стоим на позициях возрождения государственного нотариата. Я считаю, что при условии должного контроля со стороны государства частный нотариат в состоянии обеспечивать те функции, которые государство ему передало, и решать те задачи, для которых нотариат создавался. Ещё раз подчеркну — мы не ставим вопрос о возрождении государственного нотариата», - категоричен руководитель Минюста.
Чуйченко снова повторил, что к самому цеху нотариусов претензий у Минюста нет. В подавляющем своём большинстве нотариусы – это грамотные профессионалы и порядочные люди. Вопросы у Министерства исключительно к контролирующей функции и к организации системы нотариата. Переводя с дипломатического языка на человеческий, вопросы у Минюста исключительно к Федеральной нотариальной палате.
«Не бывает такого, чтобы регулируемый сам определял или участвовал в формировании правил игры. Конечно, мы можем запрашивать его мнение и учитывать его позицию, но у регулируемого не должно быть права вето. Однако на сегодняшний день все полномочия Минюста в сфере государственного регулирования нотариальной деятельности сопровождаются оговоркой — «при согласии Федеральной нотариальной палаты». Такая ситуация абсурдна. Государство не должно нуждаться в согласии нотариуса на принятие того или иного подзаконного нормативного акта», - уже в который раз за последние годы последовательно излагает свои претензии в адрес руководства российского нотариата руководитель министерства юстиции.
Чуйченко подчеркнул, что в определённых вещах саморегулирование нотариата должно остаться. Речь идёт о внутрикорпоративных вопросах нотариата. Государство не должно участвовать в принятии решений в нотариальных палатах, формировании бюджетов Федеральной нотариальной палаты и региональных нотариальных палат, и так далее. При этом государство должно иметь возможность пресекать работу недобросовестных нотариусов. Сейчас такого права у Минюста нет.
«Государство должно иметь право объявлять того или иного нотариуса нерукопожатным. Случаи, в которых государство может прекратить деятельность нотариуса, должны быть перечислены в законе. У нотариуса должно быть право обжаловать эти действия государства путем соответствующего обращения в суд», - отметил Чуйченко.
Министр также напомнил, что сейчас в принципе очень тяжело прекратить работу нотариусов, даже если они физически не могут находиться на рабочем месте. Нотариус на месяцы уезжает в другую страну – контора работает, нотариус в декретном отпуске на три года – контора работает, нотариус находится под стражей, а контора всё равно работает! Такие случаи исчисляются десятками. Министр снова подчеркнул, что хотя институт помощников безусловно важен, нотариусы не должны оставлять всё на помощников в течение продолжительного времени.
«Конечно, нотариусы имеют право и на декретный отпуск. Хотя в этом случае, наверное, необходимо ставить вопрос о приостановлении полномочий. Всё-таки если нотариус на три года уходит в декрет, а контора эти три года работает, помощники совершают нотариальные действия от имени государства и на печати указано имя этого нотариуса, то это неправильная ситуация», - полагает министр.
Подводя итоги, Чуйченко выразил уверенность, что проводимая реформа направлена на искоренение негативных моментов и в конечном счёте улучшит облик отечественного нотариата. Министр отметил, что такая реформа может быть не по душе только нечистоплотным нотариусам. Впрочем, глава Минюста не видит в этом большой проблемы. Не желающих играть по правилам государства заменят те, кто на это готов.
«Если кто-то из нотариусов не захочет считаться с правилами, которые будут установлены на уровне закона, и жить по этим правилам, значит, они должны уйти. Им на смену придут другие, желающих стать нотариусами очень много. Будем искать им замену, вот и всё», - неумолим Константин Чуйченко.
Министр ещё раз напомнил, что по сути новый закон писался с нуля. Сейчас он находится уже в высокой стадии готовности, несмотря на то, что многие базовые понятия не были отражены в первоначальных Основах и будут вписаны уже в новый проект закона о нотариате.
«К сожалению, научные исследования в сфере регулирования нотариата, я бы сказал, чуть-чуть отстали от времени, и мы, по сути дела, сейчас многие моменты формируем вновь. Эти моменты внимательно прорабатываются совместно с профессиональным сообществом и ведущими юридическими научными учреждениями. Думаю, что у нас получится хороший закон», - заключил Константин Чуйченко.
Фото: Анатолий Медведь, Росконгресс
Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!